Питер Брейгель старший «Вавилонская башня»

1563 год

Из экспозиции «Под знаменем Креста» выставочного зала «Михайловский» - Дворец Михайловский, январь 2021 года.

Сюжет.


Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.

Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кары — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Так библия объясняет мультикультурность нашего мира.

На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удаленно наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.

Нимрод был жесток и горд. То, что на картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из XVI века, не случайно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — все более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.

Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет бога за пятку.

Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В итоге материал кладется неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками возгордившихся людей.

Кстати, образ Колизея использован не случайно. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.

Идея эта подкрепляется еще одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.

Контекст

Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.

До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.

Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.

 

Выставочный комплекс «Михайловский» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 19:00.

Стоимость посещения выставочных залов (единый билет):

- с экскурсией - 300 рублей со взрослого посетителя/ 180 рублей со школьников, пенсионеров и студентов;

- без экскурсии - 250 рублей со взрослого посетителя/ 150 рублей со школьников, пенсионеров и студентов.

Время начала экскурсий – 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:00.

Приходите! Будет интересно! Ждём Вас в гости!




 

Информация – «Дилетант-медиа».

 

#миасс #старыймиасс #михайловский #дворецмихайловский #золотаядолина #авторскиеработы #сувенирымиасс #золотомиасса #старгород #артсалонмилицылан #выставкимиасса #кинотеатрмиасс #барахолкаполка

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Художественное кино в Миассе

История здания Миасского медного завода.

МИАССКАЯ ШВЕЙНАЯ ФАБРИКА - 75 лет ВМЕСТЕ!